И это пройдет...
В Киеве до 27 ноября в рамках дней буддийской культуры в Украине проходит выставка "Сокровища Тибета" (Украинский дом, Крещатик, 2)
Мне довелось попасть на эту выставку.
Для всех интересующихся и не только - довольно большой фотоотчет, который я разобью на несколько частей, с комментариями и пояснениями.
Отдельное спасибо за фотографии Akamori Hiro.
К сожалению, многие экспонаты стояли за стеклом, так что качество не всегда очень хорошее.
Сокровища Тибета, часть 1
- Кармапа Дюсум Кхьенпа
читать дальше
Кармапа является верховным ламой школы Кагью. Он воплощает в себе энергию будды Авалокитешвары, и после смерти сознательно перерождается в новом теле.
1-й Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110-1193) Дюсум Кхьенпа родился в год железного тигра (1110) в семье практикующего буддиста в Ратайе (Восточный Тибет), получил первые учения Дхармы от своего отца, а затем продолжал обучение у других учителей провинции, пока не достиг 12 лет. Затем он отправился в Центральный Тибет, где провел последующие 12 лет в медитации и получении учений у знаменитых ученых, среди которых были Кьябпа Чокьи Сенге и Патцаб Лотцава Ньима Траг.
В возрасте тридцати лет он получил учения Кагью от Гампопы, учения которого находились в родстве с линией учений, полученных от Речунгпы и других учеников Миларепы. Практика его была настолько глубокой, что он обрел Сиддхи (сверхспособности), которые позволили ему посещать места силы Алмазного Пути в Индии. В одном из них, в Удияне, Дакини поделились с ним своей мудростью.
В 44 года он покинул Центральный Тибет и вернулся в провинцию, где родился. Там он провел 39 лет до самой смерти, основав три процветающих монастыря, распространяя учения Кагью и обучая своих учеников. Среди них он выбрал Дрогона Речена в качестве следующего держателя линии.
- Миларепа
читать дальше
Миларепа Шепа Дордже, 1052—1135 — учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, один из основателей школы кагью. Его учителем был Марпа-переводчик. Он родился в богатой тибетской семье, но его отец внезапно умер, и дом, поле и всё имущество забрал его дядя, который жестоко относился к Миларепе, к его матери и сестре. Мать Миларепы не в силах терпеть издевательства, настояла, чтобы он пошёл учиться магии, чтобы отомстить своему дяде. Прежде чем Миларепу приняли на учебу, мастера магии проверили, что его история правдива и он действительно нуждается в освоении их науки. После обучения, когда дядя устроил праздник, Миларепа вызвал с помощью колдовских сил обвал крыши, и погибло 35 человек, хотя дядя и тётя выжили. После этого жители деревни ещё более ожесточились против его семьи, и он вызвал ещё и грозу, чтобы уничтожить посевы. Когда Миларепа понял, что такая месть была ошибкой, он стал искать буддийского учителя, чтобы избавиться от негативной кармы. Миларепу направили к Марпе переводчику. Так как Марпа всё время отказывался учить Миларепу, он стал обращаться к его жене и ученикам, пытаясь повлиять на Марпу и получить учение. После нескольких жёстких отказов, несмотря ни на какие просьбы, Марпа всё-таки взял Миларепу в ученики, и дал наставления по медитации. Утверждается, что Марпа преднамеренно создавал поначалу для Миларепы тяжелые условия, чтобы помочь ему быстрее освободиться от негативной кармы. После двенадцати лет медитации Миларепа достиг состояния ваджрадхары (полного просветления). Про Миларепу говорят, что он — первый, кто достиг такого высокого уровня просветления за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях. С сорока пяти лет он основался в пещере Дракар Тасо (Зуб лошади белой скалы), а также стал странствующим учителем. Миларепа освоил многочисленные практики медитации и йогические практики, которые передал своим ученикам.
- Марпа Чокьи Лодрё
читать дальше
Марпа Чокьи Лодрё, 1012—1097, имя при рождении Дарма Вангчук, или Марпа Лоцзава (тиб. переводчик) — лама-мирянин, который принёс из Индии в Тибет многие элементы буддийского учения Ваджраяны, включая Махамудру, в дальнейшем сформировавшие линию Кагью.
- Мачиг Лабдрён
читать дальше
Мачиг Лабдрён – одна из самых известных и любимых тибетских женщин-йогинь. Её называют реинкарнацией Йеше Цогьял (VIII в.). Мачиг родилась в благородной семье. На своём пути она встретила очень необычного йогина по имени Топабхадра. Они практиковали вместе, чтобы углубить своё постижение Дхармы (высшего пути жизнепроживания), понимание пустотности эго. У них родились дети, которые стали учениками Мачиг и впоследствии передавали дальше её глубокие поучения. Мачиг сыграла выдающуюся роль в возрождении буддизма в Тибете в XI веке. У неё было шестнадцать ближайших учеников и более тысячи последователей, которые достигли реализации, обрели плод практики и помогали другим. Мачиг Лабдрён удалилась в страну Дакинь в возрасте 99 лет.
- Вайшравана
читать дальше
Вайшравана (санскр. – вероятный перевод – "Яснослышащий"; кит. До вэнь тянь – букв. "Многослышащий"; тиб. – "Сын Знания", иногда – Вайшрамана, – "Сын Отдыха"; бурят. Намсрэ). Вайшравана – внук великого риши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса (отсюда его имя Вайшравана, т.е. "сын Вишраваса"), сына Брахмы и дочери риши Бхарадваджи Деваварнини, старший брат Раваны (букв. "Воющий" – повелитель ракшасов, мифический владыка острова Ланка). В течение многих лет Вайшравана предавался суровой аскезе, и в награду за благочестие и подвижничество Брахма даровал ему бессмертие, приравнял Вайшравану к богам Небес Четырёх Великих Правителей и сделал его стражем скрытых в земле сокровищ и хранителем севера (одним из локопал). Брахма также передал Вайшраване остров Ланка (Цейлон) под резиденцию. Когда Равана захватил Ланку и изгнал оттуда Вайшравану, тот перенёс свою резиденцию в Алакапури, близ горы Кайлас в Гималаях. Его столица – Алака, была построенна божественным строителем Вишвакарманом. Вайшравана также известен как Бог Богатства Кубера.
- Ваджрасадху
читать дальше
Ваджрасадху, также Дордже Легпа, букв. "Ваджрное Благо", "Благо ваджры" – дхармапала (дхармапала - букв. защитник закона, общее название для гневных божеств охранителей, уничтожающих врагов веры). Первоначально грозный защитник тибетской религии бон, он стал защитником Учения Будды. Когда буддизм только распространялся в Тибете, Дордже Лекпа оказывал сопротивление распространению Дхармы. В то время Гуру Падмасамбхава прибыл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена, и он стал подчинять противостоящих буддизму местных духов и божеств. Бонские жрецы, в чьих практиках прослеживается родство с шаманизмом, были способны входить в контакт с энергией мест силы и общаться с земными божествами. Одним из таких земных божеств и был Дордже Лекпа. В отличие от других божеств, с которыми устанавливал контакт и соглашение Гуру Ринпоче, Дордже Лекпа первоначально оказал Падмасамбхаве значительное противодействие. Впоследствии Дордже Лекпа признал силу великого мастера и, приняв Дхарму, дал обещание Падмасамбхаве защищать буддизм. С тех пор в школе Ньингма, чья традиция была заложена Гуру Ринпоче, Дордже Лекпа почитается, как один из наиболее сильных охранителей Дхармы.
- Ваджрапани
читать дальше
Ваджрапани, букв. "Держащий в руке ваджру" – бодхисаттва семейства Карма. Среди форм Ваджрапани есть как мирные, так и гневные формы. В гневном аспекте Ваджрапани чаще изображают тёмно-синим. Он стоит на солнечном диске с широко расставленными ногами, с перенесением веса на правую ногу; в поднятой правой руке он держит ваджру, левая рука подтянута к груди в жесте подчинения вредоносных энергий (дигдзуб-мудра). Иногда, в его левой руке изображают аркан. Пространство вокруг него пылает. Он носит тигровую шкуру вокруг талии. Иногда показывают змею, обвитую вокруг его шеи. На голове – корона, обычно украшенная пятью черепами*, во лбу – око мудрости. Ваджрапани считается манифестацией Будды Акшобхьи, а ваджра – главный символ Ваджрапани. Его имя переводится как "Держащий в руке ваджру". Ваджрапани является хранителем буддийского учения и относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. Важрапани символизирует ваджрный ум.
- Махакала
читать дальше
В буддизме Ваджраяны Махакала, букв. "Великий Чёрный", является и идамом (просветленное существо в Ваджраяне), и дхармапалой (охранителем и защитником Учения Будды). В большинстве случаев Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета, он имеет угрожающий вид. Однако известны и другие проявления Махакалы, насчитывают 72 основные формы этого божества. Какая бы ни была форма, Махакала относится к просветлённым существам, он – немирской охранитель Учения. Зачем просветлённому существу понадобилось проявляться в свирепых формах? Имеется следующее объяснение. Во вселенной существует великое многообразие различных существ. Согласно тантрическим текстам среди них выделяют восемь классов могущественных существ. Среди могущественных существ есть тип существ, именуемый "махакалами", способный создавать много неприятностей для людей. Чтобы сдерживать их вредоносную энергию Махакала проявляется в измерении этих существ, принимая их облик. По одной из версий это демон, принявший третичный путь и ставший на защиту буддийского учения. По другой, Махакала вошёл в состав буддийского пантеона Ваджраяны из ряда божеств тантрической индийской йоги как манифестация Шивы — Бхайрава. Также в тибетском буддизме Махакала — гневный аспект Авалокитешвары.
Мне довелось попасть на эту выставку.
Для всех интересующихся и не только - довольно большой фотоотчет, который я разобью на несколько частей, с комментариями и пояснениями.
Отдельное спасибо за фотографии Akamori Hiro.
К сожалению, многие экспонаты стояли за стеклом, так что качество не всегда очень хорошее.
Сокровища Тибета, часть 1

читать дальше
Кармапа является верховным ламой школы Кагью. Он воплощает в себе энергию будды Авалокитешвары, и после смерти сознательно перерождается в новом теле.
1-й Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110-1193) Дюсум Кхьенпа родился в год железного тигра (1110) в семье практикующего буддиста в Ратайе (Восточный Тибет), получил первые учения Дхармы от своего отца, а затем продолжал обучение у других учителей провинции, пока не достиг 12 лет. Затем он отправился в Центральный Тибет, где провел последующие 12 лет в медитации и получении учений у знаменитых ученых, среди которых были Кьябпа Чокьи Сенге и Патцаб Лотцава Ньима Траг.
В возрасте тридцати лет он получил учения Кагью от Гампопы, учения которого находились в родстве с линией учений, полученных от Речунгпы и других учеников Миларепы. Практика его была настолько глубокой, что он обрел Сиддхи (сверхспособности), которые позволили ему посещать места силы Алмазного Пути в Индии. В одном из них, в Удияне, Дакини поделились с ним своей мудростью.
В 44 года он покинул Центральный Тибет и вернулся в провинцию, где родился. Там он провел 39 лет до самой смерти, основав три процветающих монастыря, распространяя учения Кагью и обучая своих учеников. Среди них он выбрал Дрогона Речена в качестве следующего держателя линии.

читать дальше
Миларепа Шепа Дордже, 1052—1135 — учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, один из основателей школы кагью. Его учителем был Марпа-переводчик. Он родился в богатой тибетской семье, но его отец внезапно умер, и дом, поле и всё имущество забрал его дядя, который жестоко относился к Миларепе, к его матери и сестре. Мать Миларепы не в силах терпеть издевательства, настояла, чтобы он пошёл учиться магии, чтобы отомстить своему дяде. Прежде чем Миларепу приняли на учебу, мастера магии проверили, что его история правдива и он действительно нуждается в освоении их науки. После обучения, когда дядя устроил праздник, Миларепа вызвал с помощью колдовских сил обвал крыши, и погибло 35 человек, хотя дядя и тётя выжили. После этого жители деревни ещё более ожесточились против его семьи, и он вызвал ещё и грозу, чтобы уничтожить посевы. Когда Миларепа понял, что такая месть была ошибкой, он стал искать буддийского учителя, чтобы избавиться от негативной кармы. Миларепу направили к Марпе переводчику. Так как Марпа всё время отказывался учить Миларепу, он стал обращаться к его жене и ученикам, пытаясь повлиять на Марпу и получить учение. После нескольких жёстких отказов, несмотря ни на какие просьбы, Марпа всё-таки взял Миларепу в ученики, и дал наставления по медитации. Утверждается, что Марпа преднамеренно создавал поначалу для Миларепы тяжелые условия, чтобы помочь ему быстрее освободиться от негативной кармы. После двенадцати лет медитации Миларепа достиг состояния ваджрадхары (полного просветления). Про Миларепу говорят, что он — первый, кто достиг такого высокого уровня просветления за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях. С сорока пяти лет он основался в пещере Дракар Тасо (Зуб лошади белой скалы), а также стал странствующим учителем. Миларепа освоил многочисленные практики медитации и йогические практики, которые передал своим ученикам.

читать дальше
Марпа Чокьи Лодрё, 1012—1097, имя при рождении Дарма Вангчук, или Марпа Лоцзава (тиб. переводчик) — лама-мирянин, который принёс из Индии в Тибет многие элементы буддийского учения Ваджраяны, включая Махамудру, в дальнейшем сформировавшие линию Кагью.

читать дальше
Мачиг Лабдрён – одна из самых известных и любимых тибетских женщин-йогинь. Её называют реинкарнацией Йеше Цогьял (VIII в.). Мачиг родилась в благородной семье. На своём пути она встретила очень необычного йогина по имени Топабхадра. Они практиковали вместе, чтобы углубить своё постижение Дхармы (высшего пути жизнепроживания), понимание пустотности эго. У них родились дети, которые стали учениками Мачиг и впоследствии передавали дальше её глубокие поучения. Мачиг сыграла выдающуюся роль в возрождении буддизма в Тибете в XI веке. У неё было шестнадцать ближайших учеников и более тысячи последователей, которые достигли реализации, обрели плод практики и помогали другим. Мачиг Лабдрён удалилась в страну Дакинь в возрасте 99 лет.

читать дальше
Вайшравана (санскр. – вероятный перевод – "Яснослышащий"; кит. До вэнь тянь – букв. "Многослышащий"; тиб. – "Сын Знания", иногда – Вайшрамана, – "Сын Отдыха"; бурят. Намсрэ). Вайшравана – внук великого риши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса (отсюда его имя Вайшравана, т.е. "сын Вишраваса"), сына Брахмы и дочери риши Бхарадваджи Деваварнини, старший брат Раваны (букв. "Воющий" – повелитель ракшасов, мифический владыка острова Ланка). В течение многих лет Вайшравана предавался суровой аскезе, и в награду за благочестие и подвижничество Брахма даровал ему бессмертие, приравнял Вайшравану к богам Небес Четырёх Великих Правителей и сделал его стражем скрытых в земле сокровищ и хранителем севера (одним из локопал). Брахма также передал Вайшраване остров Ланка (Цейлон) под резиденцию. Когда Равана захватил Ланку и изгнал оттуда Вайшравану, тот перенёс свою резиденцию в Алакапури, близ горы Кайлас в Гималаях. Его столица – Алака, была построенна божественным строителем Вишвакарманом. Вайшравана также известен как Бог Богатства Кубера.

читать дальше
Ваджрасадху, также Дордже Легпа, букв. "Ваджрное Благо", "Благо ваджры" – дхармапала (дхармапала - букв. защитник закона, общее название для гневных божеств охранителей, уничтожающих врагов веры). Первоначально грозный защитник тибетской религии бон, он стал защитником Учения Будды. Когда буддизм только распространялся в Тибете, Дордже Лекпа оказывал сопротивление распространению Дхармы. В то время Гуру Падмасамбхава прибыл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена, и он стал подчинять противостоящих буддизму местных духов и божеств. Бонские жрецы, в чьих практиках прослеживается родство с шаманизмом, были способны входить в контакт с энергией мест силы и общаться с земными божествами. Одним из таких земных божеств и был Дордже Лекпа. В отличие от других божеств, с которыми устанавливал контакт и соглашение Гуру Ринпоче, Дордже Лекпа первоначально оказал Падмасамбхаве значительное противодействие. Впоследствии Дордже Лекпа признал силу великого мастера и, приняв Дхарму, дал обещание Падмасамбхаве защищать буддизм. С тех пор в школе Ньингма, чья традиция была заложена Гуру Ринпоче, Дордже Лекпа почитается, как один из наиболее сильных охранителей Дхармы.

читать дальше
Ваджрапани, букв. "Держащий в руке ваджру" – бодхисаттва семейства Карма. Среди форм Ваджрапани есть как мирные, так и гневные формы. В гневном аспекте Ваджрапани чаще изображают тёмно-синим. Он стоит на солнечном диске с широко расставленными ногами, с перенесением веса на правую ногу; в поднятой правой руке он держит ваджру, левая рука подтянута к груди в жесте подчинения вредоносных энергий (дигдзуб-мудра). Иногда, в его левой руке изображают аркан. Пространство вокруг него пылает. Он носит тигровую шкуру вокруг талии. Иногда показывают змею, обвитую вокруг его шеи. На голове – корона, обычно украшенная пятью черепами*, во лбу – око мудрости. Ваджрапани считается манифестацией Будды Акшобхьи, а ваджра – главный символ Ваджрапани. Его имя переводится как "Держащий в руке ваджру". Ваджрапани является хранителем буддийского учения и относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. Важрапани символизирует ваджрный ум.

читать дальше
В буддизме Ваджраяны Махакала, букв. "Великий Чёрный", является и идамом (просветленное существо в Ваджраяне), и дхармапалой (охранителем и защитником Учения Будды). В большинстве случаев Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета, он имеет угрожающий вид. Однако известны и другие проявления Махакалы, насчитывают 72 основные формы этого божества. Какая бы ни была форма, Махакала относится к просветлённым существам, он – немирской охранитель Учения. Зачем просветлённому существу понадобилось проявляться в свирепых формах? Имеется следующее объяснение. Во вселенной существует великое многообразие различных существ. Согласно тантрическим текстам среди них выделяют восемь классов могущественных существ. Среди могущественных существ есть тип существ, именуемый "махакалами", способный создавать много неприятностей для людей. Чтобы сдерживать их вредоносную энергию Махакала проявляется в измерении этих существ, принимая их облик. По одной из версий это демон, принявший третичный путь и ставший на защиту буддийского учения. По другой, Махакала вошёл в состав буддийского пантеона Ваджраяны из ряда божеств тантрической индийской йоги как манифестация Шивы — Бхайрава. Также в тибетском буддизме Махакала — гневный аспект Авалокитешвары.
@темы: фото, интересности, буддизм, Тибет